Основные модели гирокомпасов 20 века.
С 30-х годов, в течении более полувека, господствующее положение в мировом в мировом флоте занимали двухгироскопные маятниковые гирокомпасы (такие как «Курс» (СССР), «Standart» (Германия), «Navigat» (Германия)). Они обеспечивают приемлемую точность судовождения при скоростях до 20 узлов в диапазоне широт от 0о до 70о. С 80-х годов выявилось существенное преимущество по точности (при маневрировании) гирокомпасов корректирующего класса (например, «Вега» (СССР), «Brown” (Великобритания)). Именно это и заставило производителей двухгироскопных маятниковых гирокомпасов искать пути повышения точности в условиях маневрирования. Решение проблемы было найдено на основе использования математической модели гирокомпаса, не использующего для цели управления какую-либо информацию от реального компаса и представляющую собой простую линейную систему дифференциальных уравнений III порядка (систему Булгакова – Геккелера). Микропроцессор, в который была заложена система дифференциальных уравнений, вошедших в состав отдельного блока, который назвали «Nautocourse Plus». Для функционирования блока необходимо вводить сведения обо всех константах (параметрах) чувствительного элемента гирокомпаса, а также непрерывно снабжать его следующей информацией: Первым гирокомпасом фирмы «Anshutz», в котором был реализован этот принцип, стал «Standart-4S mod.2». У нас в небольшом (из-за финансовых проблем) количестве была создана гирокомпасная система «Курс-4М/1». Наша страна с успехом вышла на мировой рынок с появлением гирокомпасов типа «Яхта», «Гюйс», «Флагман», «Меридиан». Последняя модель от «Anshutz» - «Standart-20» обеспечивает при скорости объекта до 70 узлов и в диапазоне широт от 0о до 70о погрешность, на маневрировании при любых изменениях скорости (в пределах 70 узлов) не выше 2о, а при быстром изменении курса на ± 180о на скорости 70 узлов – не выше 3о. |