А.А.Фурсенко:
"Отмена льгот была поддержана общественными студенческими организациями".

24 февраля 2005 года в Большом зале Дома Культуры МГТУ им. Н.Э.Баумана состоялась встреча с министром образования и науки РФ Фурсенко А.А. Стенограмму этой встречи мы предлагаем вашему вниманию.

Вступление, которое не прерывалось вопросами от студентов.

Вначале я скажу несколько слов, действительно несколько слов, поскольку вопросы, которые тут написаны затрагивают почти все проблемы, которые существуют сегодня в образовании, в науке и после этого отвечу на ваши вопросы. В принципе, я постарался сделать так, чтобы ограничений по времени у нас практически не было. Ну я думаю, что мы должны закончить по крайней мере сегодня (смех в зале - зд. и далее прим. StudentPS). Лучше бы это произошло так, чтобы я мог еще вернуться на работу.

Чтобы начать, скажу: "Сегодня у нас было обсуждение правительством итогов выполнения работ по 2004 году и планов социально-экономического развития страны на 2005 год. И в обсуждении прозвучало, что проблема образования, проблема науки, инновационного развития - это ключевые вопросы которые в каком-то смысле определяют. Надо попытаться решить те задачи, которые мы сами перед собой ставим: я имею в виду и удвоение ВВП, и, в общем, улучшение качества жизни, и построение той страны, в которой мы хотели бы жить дальше. Образование, наука - это ключевые вопросы, определяющие будущее страны.

Когда мы говорим о реформах, надо учесть, чтобы сразу быть услышанным и понятым: речь не идет о том, что у нас есть реформаторский дух - "что бы сделать новенького?" У меня, в частности, да и у всех моих коллег, по-моему, нет желания войти в историю в роли крутых реформаторов. Жизнь меняется и ставит перед нами все новые и новые вопросы. И ситуация на самом деле сегодня очень сложная. Она на самом деле критическая. Эта критичность сейчас завуалирована высокими ценами на энергоносители. И возникает ощущение, что мы можем, особо ничего не меняя, двигаться вперед: немножко увеличивать зарплату, немножко больше делать пенсии, немножко больше давать на науку и на этом как-то нас куда-то кривая выведет. Вот на мой взгляд, это принципиально не так.

Мы живем в очень благополучных условиях, я имею в виду цены на энергоносители. Но это не совсем благорозумно их тратить, продавая за рубеж и, в общем, беря взаймы у будущих поколений. И при этом мы не создаем достаточной альтернативы вот этим, данным нам судьбой, Богом, еще не знаю кем, природным ресурсам в будущем. Поэтому проблема реформирования, проблема того, что мы должны провести качественные изменения нашей жизни - ведь не вопрос в том, что мы на 100% должны что-то делать, вопрос в том, как? Поэтому то, что мы предлагаем, и то, что касается ваших вопросов как раз и касается того, как мы должны менять свою жизнь для того, чтобы и страна и мы в будущем были более успешны.

Мы может быть не совсем отдаем себе отчет, но успешные люди могут жить только в успешной стране. Поэтому я хотел бы поговорить о том, как добиться успеха для себя и для страны. Если кто-то из присутствующих рассчитывает, что я точно это знаю и так просто вам расскажу - то это большое заблуждение. И основная цель моей встречи была не столько рассказать вам свое видение и обратить вас в свою веру, сколько понять, что думаете вы, о том, как все должно двигаться, и что думаете вы о том, как мы пытаемся реализовать наши планы. Потому что только обратная связь позволяет правильным образом выстроить траекторию движения вперед. Как показывали в одном модном фильме в годы перестройки, все дороги должны идти к храму, но эти дороги могут быть очень разными. Нам надо бы все-таки выбрать ту, которая является оптимальной. А теперь я бы хотел ответить на впоросы. Если вы считаете, что вопрос отвечен не польностью, то потом передавайте дополнительные записки или вопросы у микрофона.

Вопросы, которые до встречи были переданы в профком студентов.
Есть ли план у министерства образования и науки развития системы трудоустройства выпускников вузов. Будет ли распределение после окончания вузов?

Вопрос очень такой широкий. В планах министерства образования и науки есть улучшить систему информированию, причем не только выпускников, но и тех, кто поступает в вузы и кто будет востребован. Это одна из самых сложных проблем. Мы должны прогнозировать, что будет требоваться экономикой, обществом через 5-7 лет. Мы должны молодым людям давать достаточно информации для того, чтобы они сами выстраивали себе траекторию, где-то, чтобы их движению помогали родители. При этом существует определенный запрос экономики, запрос общества. И помимо информирования о нем, иногда необходимо способствовать выстраиванию систем образования в том или ином направлении.

Например, у нас большие проблемы в социально востребованной специальности - проблема с учителями. Вообще, практика распределения показала себя минимально эффективной во всем мире, не только в России. Мне, например, кажется достаточно выгодным инструмент государственных субсидий, когда государство под какие-то места, например под педагогов, выделяет субсидии, и те люди, которые не смогли пройти на так называемые бюджетные места в институты, университеты - они приглашаются подписать контракт с государством, в рамках которого они после окончания вуза либо должны вернуть деньги, либо отработать по той специальность, которая прописана в контракте. Я считаю, что это абсолютно честный подход, рыночный подход, кстати говоря, и это подход, который министерство считает необходимым внедрять. Это не значит, что все места и все студенты будут идти по этому пути, но один из инструментов на мой взгляд вполне разумен. Точно также возможны целевые места, оплаченный той или иной фирмой, тем или иным бизнесом.

Возможно ли создание программы выделения жилья для молодых специалистов и для молодых семей?

Во-первых, я поспрошал своих сотрудников и мне рассказали, вернее подтвердили, что такая программа уже существует - обеспечение жильем молодых семей. Это часть большой жилищной федеральной программы на 2002-2010 годы. Там есть ряд этапов, ряд подходов, начиная от прямых субсидий на строительство жилья для молодежи и кончая поддержкой ипотеки. Одни инструменты работают в сельской месности, другие - в городах. Программа работает, и есть семьи, которые получают через нее жилье, работает., в общем, недостаточно. Отчасти это связано с нехваткой ресурсов, отчасти - с неразработанностью законодательно-нормативной базой. Сейчас в рамках развития ипотеки мы считаем, что этот инструмент может оказаться более эффективным и в рамках этого ипотечного кредитования достаточно большая часть этой программы ориентирована на молодых.

Как вы относитесь к тому, что молодые специалисты, получив образование в России, уезжают применять свои знания за границу?

Вообще, мы хотели свободную страну, мы ее и получили. И введение жестких административных реформ для людей, мешать применять их знания там, где они считают нужным, наверное было бы неправильным. Как я уже сказал, должно существовать несколько инструментов финансирования образования, и тут человек должен выполнять свои обязательства перед тем, кто дал ему, в данном случае - перед государством: отработать какое-то время, либо вернуть деньги. То же самое касается образовательных кредитов. Что же касается достаточно большого количества людей, которые поступили на так называемые бюджетные места, закончили университет и едут работать за границу, то я не считаю нужным ставить тут какие-то барьеры, чтобы они работали в России.

Но при этом надо работать в направлении создания привлекательных мест, развивая инновационный сектор экономики. Вообще, в России на мой взгляд работать интереснее. (смех в зале) Товарищи, весь мир сейчас считает, что Россия - одна из самых привлекательных для ведения бизнеса стран. И все идут сюда. Да, есть риски, но мы, люди российские, понимаем эти риски гораздо лучше.

Вот мне тут Игорь Борисович (Федоров - ректор МГТУ)рассказывал, что сейчас идут соревнования молодых ученых из европейского сообщества - там европейцы боялись селить людей в гостиницы, окна которых выходят на парки, потому что говорят, что это "зеленка", там могут быть боевики. Но мы то понимаем, что там боевиков быть не может, поэтому мы понимаем, что многие риски, которых они опасаются, для нас риски надуманные.

Поэтому я абсолютно уверен, что сточки зрения привлекательности и карьеры в самых разных направлениях Россия сегодня - одна из самых интересных стран, но это надо сегодня показать, где это есть, а там где этого нет - надо создать. Вот мое отношение, а запрещать я считаю неправильным.

(Говорит И.Б. Федоров) Я хочу сказать, что по этому вопросу разные могут быть мнения, но я полагаюсь на статистику - существенно изменилось отношение наших выпускников к вопросу об отъезде за границу. Едут на стажировку, на включенное обучение, на год, на два контрактов. Но практически все возвращаются в Россию, потому что возможностей здесь, если смотреть объективно больше, чем за границей. Конечно, кто-то остается, но большинство возвращается в Россию.

Что касается статистики, то я могу сказать, что отъезд наших молодых ученых вполне укладывается в цифры обычной миграции квалифицированной рабочей силы. Очень много спекуляций вокруг этой темы, поверьте мне, они надуманы. Просто люди уходят в другой бизнес: закончив науку, они оказываются в банковском секторе, торговом - это более существенно. Но это отдельный вопрос - будет интересно, я готов продолжить эту тему.

Планируется ли изменение российского законодательства в сфере, касающейся призыва студентов российских вузов в ряды российской армии?

Обсуждаются самые разные темы, связанные с изменением призыва в армию. Вы знаете, президент освещал этот вопрос, когда посещал Московский Университет, что до 2008 года планируется переход на один год призыва. Но я нигде не слышал - ни в Министерстве обороны, ни в Правительстве предложений, которые бы касались призыва студентов во время учебы. Есть по-моему четкое понимание у всех, что с учебы призывать на службу в армию - нельзя. Это не эффективно, это вредно, это неправильно. Поэтому, если прямо отвечать на этот вопрос, то я могу сказать, что этот вопрос, по-моему, даже не обсуждается.

Будет ли обязательной служба до одного года для выпускников?

Еще раз говорю: не знаю. На самом деле, на мой взгляд, должно решаться параллельно с принятием нового закона, как будет меняться местное законодательство, связанное с призывом. Первое - мы должны точно понять (я имею в виду общество) обоснование того, какая армия нужна России. Этот вопрос заслуживает наверное общественного обсуждения, потому что никто (я, по крайней мере,таких людей не знаю) не может сказать, что Россия сегодня может обойтись без армии. У нас есть причины, по которым мы должны иметь возможность себя защищать. Второй вопрос (и он обсуждается с Министерством обороны) - мы должны создать общественные институты, которые обеспечивали бы адекватный контроль того, каким образом те положения, которые приняты в армии выполняются. Что действиельно военные, как у нас принято говорить, занимаются не вскапыванием огородов, а занимаются служением родине, повышают обороноспособность страны, занимаются защитой, охраной нашей страны. Если эти два вопроса мы каким-то образом решаем, то третий вопрос - как организовать выполнение задачи по обеспечению безопасности родины на должном уровне. Я думаю, что будет выясняться вопрос, каким образом долэна быть организована служба молодых людей, включая тех, кто учится в высших учебных заведениях.

Будут ли закрыты военные кафедры в институтах?

Насколько я понимаю, речь не идет о том, что они будут полностью закрыты. Но то, что сегодня разные кафедры очень сильно отличаются друг от друга, то, что многие разные кафедры свою функцию, которая была прописана, не выполняют и военную специальность не дают - это очевидно. Сегодня это - часть лоббистских движений тех или иных лиц, которые хотят увеличить статус воего университета, своего учебного заведения, своего региона. Поэтому я думаю, что количество военных кафедр будет уменьшаться и я думаю, что эти кафедры будут ориентированы на то, чтобы подготовить достаточное количество людей, которые могли бы служить в армии в качестве офицеров. Но, строго говоря, это вопрос не к нам, а к министерству обороны. Именно министерство обороны, исходя из своих нужд, будет предлагать решение по поводу сохранения тех или иных военных кафедр и организации учебы на них.

Планируется ли повышение стипенидии и до какой суммы? Принимаются ли меры по повышению стипендии до уровня прожиточного минимума?

Мы эти вопросы обсуждали много раз. Какова ситуация сегодня? Вы знаете, наверное лучше меня: есть социальная стипендия, есть стипендия академическая. Обе они вместе составляют около 1000 рублей, что в Москве, по крайней мере, до уровня прожиточного минимума не дотягивает. С этого года стипендиальный фонд увеличили: первоначально планировалось его увеличение на 2,8 миллиарда рублей, после поручения президента это увеличение пересмотрено. Это будет означать, что по-моему с 1 апреля в среднем стипендия будет повышаться на 100 рублей и с 1 сентября - еще на 100. Это будет означать, что где-то на 4 миллиарда рублей увеличится стипендия, общий стипендиальный фонд. И это, как база, перейдет на следующий год. Я считаю, что просто изенение стипендии - в 1,5, даже в 2 раза - ничего не изменит. существует очень большая дифференциация среди студентов. И есть люди, которые действительно живут на стипендию, то есть для которых стипендия составляет большую часть их бюджета. А есть, которые, получив стипендию, приглашают знакомую девушку выпить по чашечке кофе в хорошее кафе (Ну а если на большее стипендии не хватает). Я думаю, что дифференциация выдачи стипендии должна быть гораздо более существенной, чем сегодня. Мы предложили студенческим профсоюзам рассмотреть, как должны выделяться стипендии (уж, они то рассмотрят, профсоюзы наши - и без двух чашек кофе останемся).

Есть деньги, которые должны выделяться только на стипендии, а каким образом они будут распределяться - наверное, дожен решать профсоюз с ученым советом и ректоратом соответствующих вузов. Мы таких предложений ждем, и мы можем ставить вопрос об увеличении стипендиальных фондов. я сразу должен сказать, что в том объеме, который необходим, чтобы увеличить всем студентам стипендии до прожиточного минимума - в таком объеме в ближайшие годы денег мы не сумеем найти. Да и честно говоря я не уверен, что это правильно (А давайте и министрам снизим планку зарплат до 500-600 рублей - тоже ведь правильно будет). Я считаю, что есть большое количество людей, которые без социальной составляющей стипендии вполне могут прожить, а вознаграждение за хорошую учебу должно быть и должно быть более существенным, но опять же оно должно выделяться гораздо более адресно.

Уменьшилось или увеличилось финансирование вузов страны и какое оно на 2005 год? Будет ли увеличено количество мест, финансируемых государственным бюджетом в государственных университетах? Будет ли увеличено финансирование жилых фондов, принадлежащих вузу?

У меня тут даже цифры какие-то есть. На те вузы, которые подчиняются агенству по образованию - рособразованию - в 2005 году предусмотрено выделение средств в объеме 64,4 млрд. рублей, что на 6,4 млрд. больше, чем в 2004 году. Это где-то процентов на 13. Увеличены расходы на проведение капитального ремонта жилого фонда - лбщежитий вузов. В общей сложности, на ремонт общежитий для всех вузов, не только подчиненых РО, было выделено дополнительно 2 миллиарда рублей. Было выделено несколько направлений финансирования: в частности, выделено 0,5 млрд. на фонды библиотек. Известно, что в последние годы библиотеки многих университетов существенно потеряли в качестве обеспеченности литературой. Разовым образом выделено 0,5 млрд., чтобы обеспечить вливание литературы дополнительно, чтобы уже дальше, в текущем режиме вузы покупали журналы и книги сами.

Что касается количества мест, финансируемых из госбюджета: есть закон, по которому 170 человек на каждые 10000 человек населения должны приниматься в вузы на бюджетные места. Эта цифра практически каждый год перекрывается. В 2004 году она составила 209 человек, то есть на 25-26% больше, чем придписано по закону. Могу сказать, что закон железно будет выполняться. Что касается количества мест, то мы не планируем его уменьшать, хотя из-за того, что начинаются демографические падения, оно уменьшиться автоматически, то есть количество людей, которое поступает в вузы, начиная с 2006 года, начнет сокращаться и к 2010 году оно по сравнению с 2006 будет меньше процентов на 15. То есть то, что имеется в законе, мы выполнять будем, количество мест, выделяемый из бюджета, мы финансировать будем, но, и это отдельный вопрос, подход к этому финансированию будет меняться.

Новым законодательством отменены компенсация проезда до места жительства и до места отдыха, компенсация подорожания питания в студенческих столовых. Почему? Можете ли вы что-нибудь предпринять для восстановления этих льгот для студентов?

Что произошло в изменении законодательства в этом году? Там было две вещи. Откуда возник вообще этот 122 ФЗ, который все хорошо знают? Два принципа. Первый принцип - было решено, что те мандаты, те соображения, которые решаются, скажем, финансируются на уровне регионов и муниципалитетов - вот выделение денег должно решаться тоже на этом уровне. То есть не может быть такого, чтобы решение принималось на федеральном уровне, а деньги выделялись на региональном уровне. Это неправильно. Нельзя давать в долг, а поручать отдать долг кому-то другому. Или наоборот: обещать что-то за чужой счет. Логика 122 ФЗ заключалась в том, что все уровни государственной власти должны отвечать за свои обязательства сами и поэтому многие вещи, которые финансировались из регионов, были переданы тоже на уровень регионов.

И вторая вещь: мы профинансировали те обязательства, которые брало на себя в той или иной степени государство. Но нас интересует прежде всего, как они выполняются. Были позиции в законе об образовании, в законе о науке, которые не выполнялись никогда, но при этом они сохранялись законом. В 2004 году было соответствующее решение конституционного суда. А как это делалось? Очень просто. При принятии бюджета был такой длинный-длинный список - действия каких законов в каких частях приостанавливались. И за это голосовала государственная дума - она вполне благополучно приостанавливала эти законы. Конституционный суд принял решение, что это неправильно и незаконно. С другой стороны, обязательств набиралось существенно больше, чем на полтора бюджета. Поэтому было принято решение отменить все неисполняемые мандаты. То, что вы говорили - компенсация проеза - это тот мандат, который фактически федеральным законом никогда не исполнялся: эти деньги никогда не выделялись, но было приятно знать, что как бы кто-то это обещал. Это было отменено. В том виде, в котором они были льготы восстановить нельзя, потому что, если мы восстанавливаем, то мы вполной степени можем гарантировать их исполнение. Сегодня бюджет это взять на себя не может.

Было сказано, что это решение было принято в согласовании с общественными организациями студентов (и после этого вы еще хотите доверить наши стипендии? интересно, представители этих организаций вообще пользуются общественным транспортом?), в том числе союзом работников образования Российской Федерации и российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов. Во всяком случае, мне сказали, что этот вопрос обсуждался и согласовывался - о том, что надо перейти к осуществлению адресной социальной поддержки только нуждающимся студентам. И именно для этого с 1 сентября 2004 года были увеличены дополнительные бюджетные ассигнования для оказания помощи студентам льготных форм обучения с 10 до 25% стипендиального фонда. То есть эти деньги поступили в вузы и засчет этих денег сегодня существует возможность покрытия затрат, которые в этих вопросах были упомянуты. Поэтому лучше бы эти возможности расширить. По мере улучшения бюджетной ситуации в России, я, как министр, и мои коллеги будут ставить вопрос о том, чтобы увеличивать эту долю в рамках стипендиального фонда. Еще раз говорю: это имеет смысл только при одном условии - при условии, что это будет адресная поддержка действительно нуждающимся студентам. А не просто, как сказал Мейтимир Мейтимирович Шаймиев (у нас в стране много детей Шаймиева?): "моим внукам и внучкам стыдно деньги дополнительные брать. Я сам это могу оплатить." Я думаю, что таких студентов тоже достаточно. Наверное, надо в этом плане жесткую и четкую позицию занимать, в том числе общественным организациям. Вы же лучше знаете, кому надо действительно помочь, а кто может вполне обойтись без этого. Я могу сказать, что касается нашего времени, то таких льгот не было. И чтобы куда-то поехать, нам приходилось работать в стройотрядах, что в общем я тоже пытался и делать.

В новом редакции образования о высшем образовании говорится о том, что предусмотрены дополнительные средства для организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы сос тудентами и ни слова не сказано о санаторно-курортном лечении. Означает ли это, что в 2005 году нельзя будет приобретать путевки в студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, санатории и базы отдыха на средства из гос. бюджета?

Я думаю, что это точно также связано с тем фондом, о котором я говорил. Студенческие дома отдыха, лагеря - они сохраняются и , в принципе, в рамках этих лагерей, в рамках этой составляющей бюджета, я думаю, что такие путевик можно приобрести.

В планах по реформированию системы высшего образования предусмотрено сокращение финансирования вузов, готовящих профильных специалистов. И в то же время такие специаисты наиболее востребованны во всем мире. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию.

Честно говоря я не знаю таких планов. Речь идет немножко наверное о другом - о том, что мы должны совершенствовать систему стандартов, совершенствовать систему специальностей. У нас есть много закостенелых специальностей, и мы должны их менять в соответствии с требованиями времени. Это первая вещь. Вторая вещь: мы обсуждали вопросы о том, что помимо подготовки специалистов, надо шире развивать систему двухступенчатой, двухуровневой подготовки бакалавр-магистр. Вот бакалавры должны готовиться на более широкой основе - с тем, чтобы человек получил базовое образование и дальше мог специализацию уже выбирать сам. Что же касается просто сужения специальностей, сужения подготовки узкопрофильных специалистов - так вопрос не стоит.

Почему Россия до сих пор не может перейти на т.н. "французскую" систему образования, когда вузы принимают всех без экзаменов, а потом отчисляют тех, кто в процессе обучения не проявляет должного стремления получить образование в соответствии с требованиями вузов и их специализацией?

Вообще, конечно, существует и такая система. Но с одной стороны, насколько я знаю, в очень многих странах все-таки эта система показывает свою не самую большую эффективность. Я по поводу инженерной подготовки: насколько я помню, в инженерные вузы Франции не принимаают всех, кого угодно, то есть вопрос начального, базового образования очень широко привлекает студентов. Но, во-первых, вы все прекрасно понимаете, что это вопрос денег и просто брать и принимать кого угодно на эти курсы - это вопрос достаточно болезненный для бюджета. Моя точка зрения, что какой-то фильтр на входе в систему высшего образования должен стоять. По поводу тех, кто не проявляет должного стремления к получению образования - тут наверное это правильно. Вообще, система контроля подготовки качественных специалистов должна быть не просто более жесткой, она в каких-то вопросах должна быть более продуманной, и я на этом вопросе немножко попозже более подробно остановлюсь. А что касается давать возможность учиться всем на начальном этапе - я думаю, что на эту систему нам будет перейти не очень просто еще и потому, что в каждой системе есть свои традиции. У нас традиция сначала сдавать экзамены и после этого уже начинать учиться.

(И.Б.Федоров:) Андрей Александрович, можно я тоже добавлю. В Италии такая система была попробована в начале 80-х годов и она ни к чему хорошему не привела. Лекции на первых курсах пришлось читать в кинотеатрах - сами понимаете, что это за качество. Они довольно быстро и единогласно от нее отказались.

Вообще, все это обсуждается. Я с самого начала сказал, что я могу изложить свою точку зрения, многое из того, что я излагаю, разделяется момим коллегами, разделяется представителями образовательного сообщества, ректорского сообщества. По каким-то вопросам мы спорим. Я считаю, что это абсолютно естественный и нормальный процесс. По каим-то вопросам я соглашаюсь и меняю свою точку зрения. То же самое я могу сказать и вам: давайте обоснованные соображения. Только не в качестве "я хотел бы", а "почему бы не попробовать так?" А предложения будут рассматриваться с точки зрения того, как эти предложения будут выполняться в нашей стране, в наших условиях. И ямогу точно сказать, что мы эти предложения будем рассматривать. Мы это и с вашими лидерами профсоюзов обсуждали. И, более того, что мы даже подписали отдельное соглашение, что мы готовы рассматривать любое разумное предложение.

По каким параметрам будут составляться рейтинги университетов?

Во-первых, они составляются. И достаточно много там есть разных параметров. Я этим рейтингом сегодня не удовлетворен. Я этот вопрос обсуждал с руководством совета ректоров и в общем нашел понимание. В чем эти рейтинги хороши, в чем они плохи? Сегодня эти рейтинги учитывают много формальных параметров. Это количество и качество помещений, в которых учатся.

(И.Б. Федоров:) Есть даже количество посадочных мест в столовой.

В принципе, кстати говоря, неплохой параметр, я сорвал себе желудок как раз в университете. С другой стороны, есть параметры: качество библиотек, обеспеченность научным оборудованием, лабораторным оборудованием, количество профессоров и доцентов, наличие специализированных советов по защите диссертаций, количество выпускаемых учебных пособий и научных работ, то есть большое количество разных вещей. Что эти параметры, с моей точки зрения, не учитывают на сегодняшний день? Это успешность выпускников. Я навскидку говорю: например, уровень заработной платы выпускников через 3 года после окончания университета, количество людей, которые после окончания университета идут работать по специальности - важный параметр, потому что это означает, что они не потратили время зря, это означает то, что они сделали, то, как они готовились, было востребовано. Они оказались успешными с самого начала. Главное, что в составлении рейтингов должны учавствовать не только и не столько чиновники, и, в общем, не только представители самих университетов. Должны учавствовать заказчики. Кто у нас является заказчиком? По образованию заказчики - это экономика, бизнес, работодатели, гражданское общество, сами выпускники. Причем даже если они не платят за образование, они все равно заказчики, они доверились университету и хотят стать успешными благодаря этому образованию. Если это нормальные люди и нормальные университеты. На самом деле, на сегодняшний день, эти рейтинги не учитывают, по крайней мере в полной степени, эти параметры. Поэтому, когда мы обсуждали вопрос с представителем союза ректоров, мы договорились, что будем заниматься системой рейтингования университетов и сравниванием их. Несколько представителей крупного бизнеса обратились ко мне с вопросом о составлении рейтингов, потому что им важно знать вообще, чего стоит какой университет. Но при этом надо помнить о том, что рейтинги могут оказаться очень сильным инструментом манипулирования: можно специально занижать и завышать рейтинги, потому что любой рейтинг имеет материальную составляющую. Любой рейтинг повышает или понижает инвестиционную привлекательность того или иного университета. поэтому вопрос этот очень серьезный, очень тонкий, очень деликатный - он связан напрямую с проблемой открытости образования и эти вопросом мы будем заниматься и с представителями университетов, и с представителями общественных организаций. Пока, во всяком случае, и те, и другие не отказались работать с нами вместе.

Прокомментируйте переход российского высшего образования на западные стандарты. В частности, введение систем бакалавриата и магистратуры. В чем преимущества? Платная магистратура - это миф или реальность?

У нас вообще все платное - это реальность, а не миф. Потому что за все кто-то платит. Если я правильно понял вопрос, то он заключается в том, что исключительно платная магистратура засчет студентов - это миф или реальность. Я сразу могу сказать, что нет планов перевести магистратуру на внебюджетное финансирование. В магистратуре должна остаться достаточно существенная составляющая бюджетного финансирования. Хотя в магистратуре более активно, чем в балакавриате, должны использоваться разнообразные формы оплаты, как то субсидии, образовательные кредиты или прямая оплата за счет студентов или их работодателей, которые заинтересованы в том, чтобы молодой специалист получил именно эту специальность.

Теперь, что касается перехода российского высшего образования на западные стандарты. Тут есть вопрос: "не считаете ли вы введение двухуровнего образования в России губительным для инженерных специальностей?" Ну если по-дурацки вводить, то это губидельно для всех и на самом деле любую разумную систему можно неразумными методами довести до абсурда. Поэтому давайте я коротко изложу. Потому что тут есть целый ряд вопросов: "Как позиционируются дипломы российских вузов за рубежом?" "Поясните содержание болонского соглашения и что это дает российскому высшему образованию?" Вот все это вместе связано с вопросами вхождения России в международное образовательное пространство. Я коротко изложу свое видение этой ситуации. Опять же хочу сказать - это мое личное видение, с кем то оно разделяется, с кем то я спорю. Я считаю, что я, несмотря на то, что я министр, имею право на свою точку зрения. Собственно говоря, из-за чего вдруг возник Болонский процесс? Он возник из-за того, что Европа была неудовлетворена качеством высшего профессионального образования, которое было в Европе. Они увидели, что они теряют конкурентные позиции, они проигрывают соединенным штатам, они проигрывают даже азиатским странам. а система образования сегодня - это не только культурологическая составляющая, это огромный экономический блок, причем это как система, которая обеспечивает будущее экономики, так и сама по себе является инструментом бизнеса, потому что сюда приходят огромные деньги и поэтому эта система должна быть конкурентноспособна.

Поэтому Европа, рассмотрев все возможности, выдвинула следующие принципы. Первое, это необходимость жесткой стандартизации качества образования, сравнения системы качеств, то есть добиться того, чтобы европейские университеты соответствовали каким-то достаточно жестким стандартам, но отвечали все, потому что разрыв, рзаброс, также кстати и в России, европейских университетов был огромен и сейчас остается очень большим. Поэтому первый принцип болонского процесса - это соответствие качества. И в этом плане я считаю, что у нас тоже должно быть соответствие качества, определяемое ведущими инженерными университетами, то есть мы начинаем работу по проверке соответствия качества между ведущими инженерными университетами Германии, Франции и России. Давайте не будем говорить обо всем сразу, давайте работать по частям. И эта часть очень важна, как для нас, так и для Европы. Это решение было не нами установлено, оно было согласовано и с нашими французскими и немецкими коллегами и мы начали эту работу для того, чтобы определить уровень соответствия диплома специалиста в этих перечисленных странах. Ту же самую работу м должны начинать по гуманитарным направлениям и в области естественных наук. Хорошо ли это для России? Хорошо. Во-первых, потому что защищает интересы наших граждан, которые закончили вузы в России, и которые имеют те же самые права, что и иностранные граждане. Они не чувствуют себя ущербными из-за того, что они имеют российский диплом, а не европейский. То есть мы должны устанавливать соответствие, должны договариваться.

Вторая вещь. Двухуровневость. Логика болнского процесса заключалась в том, что каждый студент определяет образовательную траекторию для себя сам. Вот молодой человек, 17-18 лет, поступил в университет и он должен понимать, что на всю жизнь оставшуюся он с этим направлением не будет связан. То есть он может получить более общую подготовку в рамках бакалавриата, потом поработать, а потом пойти поработать, например, в магистратуру в другой университет, а может и по этой специальности уточняющей. Есть проблемы - проблемы прерывности и непрерывности образования - это все может дискутироваться, но что принципиально важно? Мы должны давать людям возможность учиться все время, а не переучиваться. Ведь что происходит сегодня? Многие специалисты приходят на предприятие и первое, что начинают делать - начинают переучиваться

Я спрашивал во время своей командировки в Саров: "Из каких университетов вы берете специалистов?" 7-8 университетов на всю страну.

(И.Б. Федоров: ) Ну наших много в Сарове.

Как раз у вас там все в порядке (апплодисменты в зале). Я встречался с работодателями, спрашивал "кого берете?" Это атомная промышленность, машиностроение. И они называли 7-8 университетов, причем отдельные факультеты. А вы знаете сколько сегодня университетов с филиалами, независимых в России? Больше 3000. Вот мы когда начинаем говорить, не губительно ли это для инженерных специальностей, не губительно ли это для какого-то другого направления, я спрашивал ректоров, которые задают эти вопросы, вы о ком говорите? И мне называют те же самые 7-8-10 вузов, ну может быть 20. При этом я спрашиваю, сколько принимается на вузы, которые обеспечивают должный уровень образования. Я опрашивал многих людей, оценки колеблются от 50 тыс. до 150 тыс. В 2004 году в вузы России было принято 1,7 млн. человек. Я просто хочу сказать, чтобы вы понимали соразмерность масштабов и вы понимали, что люди, в значительной мере, поступающие в вузы, о которых вы может быть даже не слышали, они достаточно не определены. И на самом деле никакой жесткой структуры образования нет. Поэтому для этих людей система "бакалавр-магистр" может быть весьма и весьма восстребована. Причем они могут проявить себя хорошо в бакалавриате вуза, о котором мы даже не знаем, а магистратуру они будут проходить уже в другом университете, который дает узкопрофильное но хорошее образование. Поэтому я не считаю разумным заявления о том, что переход на систему "бакалавр-магистр" при сохранении тех специальностей и подходов обучения, будет губителен для России. Не будет он губителен. И это даст многим людям шанс и возможность больше не переучиваться, а значит и не тратить больше денег на них. Я еще раз говорю, что это моя точка зрения. Если есть аргументы против нее, давайте, готов обсуждать.

Будет ли изменена система приема на бюджетную форму набора?

Очень сложный вопрос. Я просто боюсь, что я говорю и говорю, очень многих могу утомить. (самые нетерпеливые уже покидают зал) Вы можете ногами голосовать: "все, хватит!" Я понимаю, что вы тут люди занятые, а потому можете выходить. Когда ползала опустеет, я думаю, можно закончить нашу встречу. (смех в зале) Я хотел бы сказать об изменении такого подхода в частных и муниципальных вузах России. Я считаю, что вузы должны делиться не по линии "государственные-частные", а по линии "хорошие-плохие". Я знаю ряд негосударственных вузов, которые дают очень хорошее образование. Язнаю ряд государственных вузов, образование которых отсавляет, мягко говоря, желать лучшего. Поэтому я думаю, что когда мы говорили о рейтинге, мы говорили о проверке качества. И я думаю, что в вопросе поддержки тех или иных вузов, нужно исходить из их качества.

Правда ли, что планируется сокращение гуманитарных наук в технических университетах?

Я не знаю, думаю, что если это так, то это неправильно. Я считаю, что 21 век во многом станет веком гуманитарных знаний, гуманитарных технологий. Я считаю, что мы не сумели использовать огромный интеллектуальный потенциал Советского Союза при переходном периоде, не из-за того, что у нас не хватило технических знаний, а из-за того, что у нас не хватило знаний гуманитарных. Мы не были готовы к изменению социального строя, и гуманитарных технологий нам не хватило для изменения подходов наших к работе, к труду, к жизни. В конце концов вопросы, связанных с экономикой, маркетингом - тоже вопросы гуманитарных знаний, поэтому я считаю неправильным сокращать гуманитарные науки в технических университетах, потому что они закладывают базу для успешного применения технических знаний.

Каким образом будет вписано в новую школьную программу обучения информация о направлениях подготовки и не возникнет ли разрыв вподготовке различных абитуриентов? Как вы относитесь к урезанию школьной программы?

Я хорошо отношусь к упорядочению школьной программы. Я считаю, что школьная программа сегодня далеко не во всем составлена оптимально. На сегодняшний день школьные стандарты включают 3 группы. Первое, это условия образования, очень важный вопрос, как туалеты организованы, из окон ли не дует. Второй вопрос - что должен знать выпускник школы. Не лучшим образом соствалены эти требования, но в принципе это тоже очень важная вещь. А третья составляющая - это как его должны учить. Я считаю, что, исходя из того, что он должен знать, вопрос "как учить?" нужно доверять учителям. Что касается того, что должен человек знать, то, учитывая то, что жизнь меняется очень быстро, человек должен быть очень гибким, то есть уметь учиться, а не получить огромное количество знаний, которые ему могут не потребоваться, и наоборот только забивать его мозг и желание продолжать развиваться. Я уже приводил пример, правда не в этой аудитории, что была страшная борьба по стандарту биологии, сколько видов лишайников надо изучать: 6 или 7. При этом насмерть бились люди, если эти 6 или 7 лишайников не будут изучены, то тогда все, человек не может состояться в жизни. Хотя на самом деле достаточно было сказать, что есть мхи, есть лишайники, назвать, чем они отличаются от трав, кустов и деревьев. Потому что я думаю, что большая часть закончивших школу людей через 5 лет забывают это начисто. Может быть, самые талантливые помнят. (апплодисменты зала) Поэтому я считаю, что мы должны давать системные знания, а их не так много. Это тяжело преподовать, это должно быть совершенно иное качество образования. Гораздо проще идти по этому количеству знаний, но мне кажется, что надо стремиться. В этом смысле, что эту программу ускоренную надо менять. Надо еще помнить, что эти программы преподаются живыми людьми, не самыми счастливымим сегодня, не самыми удачными. Я имею в виду школьных учителей. И для того, чтобы менять программы, мы должны создавать условия, при которых учителя сами имели возможность переучиться - это тяжелая тема. Тем не менее мы пойдем по этому пути, железно пойдем и надеюсь, что кое-чего достигнем.

Для общежития МГТУ им. Баумана действует квота на электроэнергию. Эти квоты были прописаны очень давно и рассчитаны на то, что в комнате из электроприборов есть только люстра и 2 настольные лампочки. Будут ли увеличены эти квоты в связи с увеличением электроприборов проживающих в общежитии.

(смех в зале) Я понимаю, что насчет компьютеров вопрос. Насчет кипятильников - сам применял. Первые 5 месяцев, которые я жил в Москве, я жил в общежитии, причем в настоящем общежитии - Высшей школы экономики. Я пользовался там кипятильником. И в общем пробки не вылетали. Я понимаю, что супернагрузки на сети давать нельзя, потому что там очень слабые электрические сети. Игорь Борисович наверное скажет об этом. А что касается компьютеров, то я уверне, что все должно быть обеспечено так, чтобы в каждой комнате люди компьютером пользоваться могли. Я думаю, что во время реконструкции общежитий это должно быть осуществленно.

(И.Б.Федоров:) Тут дело даже не в лимитах, а в способности сети электроснабжения. Наше последнее общежитие было построено в 83 году и тогда в каждой комнате была ну максимум там настольная лампа и какой-нибудь гироскоп и все. А сейчас в каждой комнате компьютер, да еще не один, телевизор, холодильник, а сети остались те же. И здесь возникает вопрос пожарной безопасности в общежитиях. Нам не жалко, в конце концов, но просто может произойти авария сети, пожар - вот чего боимся больше всего. У нас, кстати, автоматическая круглосуточная сигнализация есть во всех общежитиях. Круглосуточное дежурство с выводом на экраны, полностью автоматическая система, поэтому себя чувствуем поспокойнее. Но все равно каких-то критических ситуаций допускать нельзя. Поэтому мы, во-первых, будем менять и уже меняем проводку в общежитиях, а это дело дорогое - она вся внутренняя. Этот лимит - физический лимит, не кем-то установленный.

Что государство получит от реформирования системы образования?

Вопрос очень философский, я понимаю, что от меня конкретные ответы требуются. Если очень коротко, то специалисты будут более адаптированы к требованиям бизнеса. Это главное, что мы должны получить. Дальше тут вопрос, сколько у меня высших образований. У меня одно высшее образование, хотя я после того, как закончил вуз, у меня было пару раз случаев, когда я доучивался. Вообще, получение непрерывного образования, получение дополнительных знаний и умений крайне актуальна. Сегодня жизнь меняется настолько быстро, что каждые 5-7 лет человек должен иметь возможность получать дополнительные знания. Одна из принципиальных позиций в рамках реформы образования - это введение иного качества дополнительного образования, которое было бы доступно для всех, которое было бы эффективно для всех.

(И.Б.Федоров: )Кроме дополнительного образования после окончания вузов, у нас развито еще второе образование и с каждым годом оно получает всю большую популярность. Оно по форме платное, но плата значительно меньше, чем если бы вы его получали в другом месте. Мы выпускаем референтов-переводчиков, менеджеров и это правильно - такое дополнение существенно повышает цену специалиста. Я не говорю об аспирантуре и так далее.

Что касается меня, то я честно признаюсь, что закончил аспирантуру ЛГУ им. Жданова, матмех.

Два вопроса. Один, буду ли я учавствовать в праздновании 175-летия МГТУ или не буду. Второе, будет ли президент Российской Федерации присутствовать на праздновании и если нет, могли бы вы его пригласить (смех в зале, апплодисменты). Мы с Игорем Борисовичем будем приглашать Владимира Владимировича Путина, мы рассчитываем, что он это приглашение примет. Но он свободный человек и очень занятой человек, поэтому все может быть, может по каким-то причинам отказаться. Вопросы, которые были мне переданы, закончились, но тут передали мне новых.

Вопросы, переданные на записках из зала.

Вопросы отбирались и цензурировались И.Б.Федоровым и Денисовым, председателем профсоюза студентов.

Останутся ли льготы для медалистов при поступлении в вуз?

Значит, опять же свою точку зрения излагаю. Я считаю, что касается этого года, то менять что-либо неразумно, потому что люди уже настроились. Что касается проблемы в принципе, то я думаю, что это не самая правильная льгота, просто исходя из статистики медалей. У нас количество медалистов в южных регионах страны после того, как оказалось, что эти льготы существуют выросло просто катастрофически. При этом я могу сказать, что в ряде вузов многие медалисты не выдерживали первый экзамен. Ну зачем обманывать себя и других? Золотая медаль, как награда, должна оставаться. А что касается льготы, то я считаю, что это не самое лучшее, должны быть другие способы адекватной оценки знаний. Причем, если результат настоящий, то достаточно успешно проходят любые испытания. А если нет, то не надо способствовать обману себя и окружающих.

В СМИ активно мусируется вопрос, согласно которому все вузы будут поделены на 3 категории. Поясните, пожалуйста, сущность и назначение этой реформы.

Я не знаю, что мусируется в СМИ. Я изложу свою точку зрения, которую я представлял ректорскому сообществу и которую буду отстаивать. Хочу подчеркнуть, что это предложение, а не решение - предложение, которое обсуждается. Речь идет о том, что перед разными вузами нашей страны стоят разные задачи и на них лежит разная ответственность. И, если говорить неформально, то абсолютно ясно, что существует группа лидеров - она небольшая - это может быть десяток, два десятка вузов. Более того, в рамках ректорского или бизнес-сообщества все эти вузы так или иначе называют. Есть вторая группа - существенно большая, всего 150 вузов может быть, это вузы, которые могут быть более узконаправленными, может быть, не имеющие истории. А для высшего учебного заведения история - это один из факторов привлекательности вуза и один из факторов успешности обучения, потому что сегодняшнее время очень сильно связано с брендами - бренд работает на образование и бренд невозможно заработать за день или за год. И есть какое-то количество вузови филиалов , которые, строго говоря, надо закрывать - они не обеспечат даже минимальный уровень высшего образования. Не секрет, что в ряде регионов вузы играют роль "камер хранения" - люди, которые не понимают, куда идти работать, которые не имеют рабочих мест, идут в вузы, чтобы, с одной стороны, улучшить свое положение на рынке труда, получить дополнительное образование, а с другой стороны переждать какое-то время для того, чтобы переждать до принятия окончательного решения.

Строго говоря, мы назвали эти 3 группы. Это ни в коей мере не должно означать, что кто бы то ни было что-то потеряет. Я считаю, что те вузы, которые достаточно четко выбраны на основе объективных критериев, а объективность может быть обеспечена только засчет того, что эти критерия будут прорабатываться на уровне и ученых, и образовательного сообщества, и работодателей, и бизнеса. Если на основе этих решений будут отобраны те или иные решения, то для вузов лидеров, я считаю, мы должны обеспечивать реальное конкурсное построение. А их финансирование надо увеличить. Таким образом мы сможем наряду с подготовкой квалифицированных специалистов в рамках общего высшего образования обеспечение, воспитание интеллектуальной элиты. И не надо бояться этого слова - любая страна должна основываться и строить свое будущее усилиями именно интеллектуальной элиты.

У нас никаких сомнений не вызывает то, что в спорте существует высшая лига, первая лига, вторая лига. Мы считаем, что там, где задействованы мышцы, это вполне естественно и никто не хочет, чтобы в каждом регионе было по две команды высшей лиги. Но как только речь заходит о мозгах, начинаются очень большие волнения. Я хочу сказать, что идея такого иерархического построения имеет точно такое же право на существование, как и в любой другой деятельности.

(И.Б.Федоров: ) Правильно вы сказали о традициях в вузе - это не духовная, а прямо материальная сила вуза. Российские вузы должны воспитовать правильно специалиста и гражданина, это очень важно. Мы в бауманском университете сформировали достаточно устойчивые традиции интеллегентности, культуры. Так же заведено и в Англии. Наши ректоры приезжают туда, осматривают вуз и только ректора не видят. Они спрашивают: "а где же ректор?" А им отвечают, что он в садике книгу читает. В садике они его спрашивают: "а кто же правит вузом? рабочий день, а вы тут читаете." Он говорит: "Вузом управляют традиции." Ну мы, конечно, еще до этого не дошли, но тем не менее это очень важно. (апплодисменты). Андрей Александрович, тут много вопросов, но среди них и много повторов. Я их заберу и мы на нашей традиционной встрече весной на них ответим.

Вот тут вопрос по второму разу я прочту: "Скажите, пожалуйста, будет ли вводиться распределение после окончания обучения в вузе и будет ли вводиться обязательная работа в госучреждениях в течении 3 лет и более после его окончания?" Видимо кто-то опоздал, и решил, что надо вопрос задать. Я могу еще раз повторить. (дружное "не надо" из зала)

Вопросы, заданные из зала через микрофон.

Стоит отметить, что у микрофона собралась внушительная толпа, но ретор решил оставить на вопросы 30 минут. Двое молодых людей в костюмчиках под предлогом "пропустите девушек", отфильтровали очередь, отправив некоторых жаждущих в конец очереди или просто сесть в зал. Когда до них очередь все же дошла, ректор спросил у ребят в костюмчиках: "больше у нас желающих нет?" и в упор не видя ребят у микрофона (нет, он их все-таки заметил, но сказал лишь "присядьте, ребята"), закончил встречу с министром.

Студентка 3 курса. Факультет СМ. Скажите какие будут проводится мероприятие в связи с празднованием 175-летия МГТУ им. Баумана?

Перед нами ставятся более серьезные задачи: где найти деньги на финансирование празднования этого юбилея. Наверное, все же стоит у Игоря Борисовича

(И.Б. Федоров: ) Я уже не раз отвечал на этот вопрос на встрече сос тудентами. Я хочу сказать что это разного рода мероприятия: это и большая конференция "Образование через науку", международная, которая будет в мае, легкоатлетический забег до Мурманска и обратно (смех в зале), это и выпуск почтовых марок, конвертов, это и торжественные мероприятия: 25-го числа намечается в Большом Государственном Кремлевском Дворце большое праздничное собрание. Это правда не совсем в рамках этого празднования. В сентябре у нас пройдет в бауманском университете европейское соревнование молодых ученых. Из 43 стран Европы к нам приедут порядка 160 школьников старших классов и студентов младших курсов. Будет выставка по техническим музеям Москвы, посвященная нашему юбилею.

Дискотека будет. (смех в зале, апплодисменты)

Студентка 3 курса. Вопрос летнего отдыха уже обсуждался немного, но я хотела бы получить конкретный ответ на вопрос, будет ли правительство финансировать летний отдых студентам бауманского университета в этом году, да или нет?

(апплодисменты в зале, министр и ректор несколько смущены) Поставлю обязательно перед правительством вопрос. Я конкретно на этот вопрос ответить не могу. Я говорю, что есть некий фонд, и засчет этого фонда будут выделятся средства на отдых. Я понимаю, что летом увеличение или изменение этого фонда не предвидится, поэтому, сколько студентов смогут отдохнуть засчет бюджетных средств, вам скорее всего смогут ответить ваши профсоюзные лидеры, они больше в курсе дела.

(Олег Иванович Денисов, лидер профсоюзов:) Здесь ситуация заключается в чем? Деньги выделены, но по 122 году идет шифровка на культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, отдых и лечение студентов. Отдых и лечение сейчас изъяты из 122 закона, поэтому сейчас мы ведем определенные переговоры. Вопрос, может ли университет, на деньги выделенные госбюджетом, приобретать путевки в летние лагеря, до сих пор остается открытым.

(спрашивающая:) Спасибо за ответ, но бауманским студентам отдых просто необходим.

(И.Б. Федоров:) По определению.(апплодисменты)

Студент 1 курса. Когда студент получит статус социально обеспеченого гражданина Сове... Российской Федерации.

Давайте разберемся с определениями, вы же представитель точных наук. А что такое социально обеспеченый гражданин Российской Федерации? Если говорить о тех, кто находится за чертой бедности, то надо говорить о том, как обеспечена ваша семья. Понимаете, мы же часть страны. Бюджеты сейчас абсолютно прозрачны и вы можете определить, что из них и куда идет. Поэтому я просто призываю студентов понимать, что они не пенсионеры. Обеспечение пенсионера - это в полной мере ответственность государства. У нас все-таки большая часть образования в отличие от других стран - бесплатная. Может я сейчас скажу непопулярную вещь. Нельзя чувствовать себя даже в малой степенеи нахлебниками. Вы молодые люди. Создание для студентов возможностей в рамках своей специальности заработать какие-то деньги - это в большей степени ответственность государства. И это не западло вообще зарабатывать. Другое дело - конечно, мы должны обеспечивать способных студентов, которые пришли из малообеспеченных семей. Понятно, что больные, инвалиды не способны обеспечивать себя, они заслуживают того, чтобы их учили, вот тут государство должно нести ответственность.

Образование, которое мы получаем, напрямую связано с иновационным сектором экономики. Соответственно, меня интересуте то, что происходит там. Министерство экономразвития создает определенные условия для развития хай-тек бизнеса. Как вы оцениваете происходящее там и перспективы.

Я вам могу рассказать, что наше министерство делало и будет делать. Этот вопрос очень масштабный. Если вы имеете в виду те действия, которые предпринимаются для создания свободных экономических зон, то это шаг существенный важный, но достаточно частный и не надо его абсолютизировать. Если мы говорим о более широком вопросе - о вопросе создания экономики общества, основанного на знаниях, то тут естественно что-то делается в нескольких направлениях. Во-первых, в правовом направлении, на сегодняшний день достаточно большие усилия предпринимаются по вопросу изменения законодательства интеллектуальной собственностью. Это очень важный вопрос, так как мы считаем, что собственность должна принадлежать разработчикам. Это важный путь, так как это автоматически приведет к увличению людей, работающих в этой сфере - это средний класс. Мы создаем множество центров - центр информационных технологий, инновационные центры и технопарки, которых в России больше 100. Это способствует созданию малых фирм и малых бизнесов в области высоких технологий. Проблема в том, что у нас не хватает проектов, которые были бы востребованы. И человек должен иметь возможность уйти в собственный бизнес, должны быть инструменты для этого.

Студентка факультета СМ. Какова будет реформа академии наук, а точнее создание центров образования при научно-исследовательских институтах для студентов-учащихся вузов. Можете прокомментировать, что это такое применительно к бауманскому университету и вообще, насколько остро стоит вопрос налаживания мостов методом развития научного знания и созданием конечного продукта?

Поскольку мы министерство образования и науки, то вопрос стоит остро. Законопроект был создан для того, чтобы хорошо была прописана эта связь и реализована. Что касается создания научно-образовательных центров, то тут работа ведется в двух направлениях - создание мощных университетов с мощными научными сотрудниками и возможность предоставить академиям и институтам не только предоставить возможность исследования не только в период обучения в аспирантуре, но и, например, в магистратуре. Хотя это достаточно сложно, потому что образовательный процесс отличается от чисто научного. Наконец, третье предложение: мы направили пакет документов в госдуму, который законодательно бы снял неразумные ограничения, барьеры между процессами образования и процессами науки. Это касается использования собственности образовательных и научных учреждений для взаимного проникновения. Это касается и вопросов совместного финансирования образования и науки. Это касается участия ученых в образовательных процессах. Это касается участия студентов и преподователей в научном исследовании, более того сейчас идет федеральная целевая программа в сфере разработок и в большинстве проектов мы одним из условий ставим: а.участие молодых людей, б.участие университетов. То есть мы нашими рыночными инструментами пытаемся обеспечить большую интеграцию. Но читсо административно делать этого не хотим, потому что считаем, что это не очень эффективно. Любые объединения должны быть выстраданы. Есть 2 способа прокладки дорог по паркам. Один-немецкий, второй-английский. Я не очень ручаюсь за национальности, но смысл примерно верен. Немцы сначала прокладывают дорожки, потом ставят ограждения и взимают огромные штрафы с тех, кто сошел с дорожки. А английский - распахивается парк и смотрят, куда люди проложили тропинки, а потом эти тропинки асфальтируют. Вот я считаю, что мы должны идти по второму пути: асфальтировать те дорожки, которые протоптаны абсолютно единственным образом. И это касается объединения науки и образования.

В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки, не возникнет ли ситуация, что я не получу полного образования по той специальности, которая у меня есть?

А вы считаете, что мы возьмем вас повтором? Бакалавр-магистр? Я считаю, что не стоит так поступать. Московский Физтех пошел по этому пути. Я только что учавствовал в конференции за океаном - там количество выпускников Физтеха зашкаливает. На самом деле, вы не должны сейчас бояться, потому что хороший специалист будет востребован. Просто, я считаю что в системе бакалавр-магистр существует реальная возможность для получения хорошего образования. Мы спорим с Игорем Борисовичем, который считает, что для ряда специальностей этот подход не приемлем. Но это не обязательно везде так. Насильно загонять в систему бакалавр-магистр никто не будет.

Студентка ИБМ. Вы говорили, что работали в стройотрядах. Так вот хотелось бы узнать, куда вы ездили и на что тратили заработанные деньги? Тратили на кофе девушкам?

Я девушками не интересовался. (смех в зале)

Ездил я оба года в Калерию, в Петрозаводск, мы строили дома. На второй стройке я заработал большие по тем временам деньги - 400 рублей. Я не могу сказать точно, на что я их тратил. После первой стройки я отправился с приятелем и братом в ресторан - первый раз ходил в ресторан.

Вы говорили об инициативе разделить вузы на 3 категории. Скажите, куда бы вы хотели наш вуз определить?

Я никакие вузы не в какие категории определять не хочу. По одной причине - слово министра с одной стороны не должно быть определяющим, потому что у многих людей есть мнение, что раз министр сказал, то надо так и действовать. Я могу сказать, что я с очень большим уважением отношусь к вашему университету - это действительно один из брендов российского высшего образования. А по поводу, куда отнести - давайте сначала определим критерии. И согласно этим критериям первая категория может быть далеко не лучшая, могут оказаться какие-то вузы по каким-то причинам во второй категории, которые являются узкоспециализированными или недавно созданными. Но при этом являются очень хорошими вузами. Но то, что я являюсь предеседателем комитета по празднованию 175-летия МГТУ - кже говорит о том, как к вашему вузу отношусь и я, и вся страна. (апплодисменты)

          Страница создана: BlackPaul, Сайт Студентов Приборостроительного факультета МГТУ http://studentps.narod.ru 2003-2005
Hosted by uCoz