Дистанционное образование в МГТУ.

Отрывок из интервью в газете Бауманец (3.03.2004)

Татьяна Мартюшова, корр. "Бауманца": В каких сферах учебного процесса МГТУ может использовать столь развитое и популярное в Европе дистанционное образование?

Cергей Валерьевич Коршунов, проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана: Мы занимаемся и такими технологиями. Проведенный анализ показал, что дистанционное обучение во многих его формах может быть чрезвычайно полезно нашему вузу. Мы всячески приветствуем создание электронных учебников, курсов лекций - сетевых, на CD-ROM. Это может быть как достаточно простой курс, выполненный в гипертексте, со справочным материалом, иллюстрациями, так и очень мощный полноценный электронный учебник с лабораторным практимумом, глоссарием, текстовыми системами, интеллектуальным текстовым контролем, когда после изучения раздела программа возвращает слушателя в те места, которые он не освоил.

Но дело это не простое. Пока, к сожалению, подобных учебников не так много, хотя в МГТК есть очень хорошие образцы подобного рода по самым разным дисциплинам -и в области информатики, и в технике. Например, на факультете МТ создан прекрасный электронный учебник по технологии резания, и даже классическая монография сделана в виде полномасштабной электронной версии.

Мы видим использование этих материалов как дополнительные - к основному, аудиторному - методы преподавания, как материал, который существенно повышает эффективность и качество учебного процесса. Еще одна форма дистанционного обучения - лабораторные работы удаленного доступа, также активно развивается в МГТУ. В рамках научно-методического центра «Инженерное образование» существует учебно-методический отдел дистанционного обучения, одна из четырех лабораторий которого - Программно-техническая лаборатория удаленного практикума. Ее программы позволяют с помощью интернета ознакомиться с дорогостоящим, уникальным оборудованием, которого нет в большинстве вузов, включая и МГТУ, создать или приобрести которое -слишком дорого. А такого рода технологии позволяют студенту управлять стендом, изучить его конструкцию, снять и обработать сигналы и параметры, ответить на контрольные вопросы, ознакомиться с теорией, которая заложена в идее этого стенда или процесса. У нас есть подобные программы по измерению температуры плазмы практическими методами, по механике твердого тела, по вакуумной технике и другие. Такого рода разработки, характерные для инженерного образования, мы всячески приветствуем и стараемся в целях получения финансирования участвовать в различных научных программах.

Раз в два месяца в МГТУ проходит семинар по открытому инженерному образованию, где преподаватели повышают свою квалификацию, ведь предлагаемые технологии -весьма непростые.

Мы близки к тому, чтобы создать в МГТУ «класс лекторского мастерства». Он будет оснащен лазерной панелью (с интерактивной накладкой, сопряженной с компьютером), с мультимедиапроекторами, с местом преподавателя, оснащенным визуализатором, интерактивным планшетом с 15 рабочими местами для обучающихся. Одну из них, первую, мы и создаем.

Кроме разработки самих электронных материалов, мы участвуем в создании федерального инженерного портала - того места, где будут расположены электронные учебные материалы. Портал будет специальным Образом рубрицирован, представляя из себя нечто вроде большого «шкафа» со специальными полками и отделениями, наполненными научными и учебными электронными пособиями.

Ресурсы там будут как полнотекстовыми, так и в виде ссылок. Разумеется, мы занимаемся разработкой методических материалов по использованию электронных дистанционных ресурсов в учебном процессе. У нас действует «Лаборатория методики дидактики открытого образования». Однако, мы считаем, что преподавать инженерную специальность полностью в дистанционной форме неразумно. Ведь обучение по нашим специальностям насыщено лабораторными практикумами, курсовыми и дипломными проектами, практикой на предприятиях. Поэтому в данном случае дистанционное обучение может быть лишь хорошим подспорьем.

Открытое образование - не специальность, а технология, не требующая лицензирования. Координационный совет под председательством И.П.Норенкова очень активно помогает нам с научно-методической точки зрения во внедрении этой технологии в учебный процесс.

          Страница создана: BlackPaul, http://studentps.narod.ru
Hosted by uCoz